Суббота, 13.12.2025
Русская История
Меню
Категории
Мои статьи [8]
Чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 8
Показано материалов: 1-8

В 1947 г. Европа раскололась на 2 лагеря: капиталистический и социалистический

Социалистические страны:

    Югославия, Северный Вьетнам, Албания, Болгария, Польша, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Китай, Северная Корея.В 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), призванный устанавливать постоянные и взаимовыгодные контакты между всеми ее членами. Но оказывая военную и экономическую поддержку странам «соц. лагеря» СССР навязывал им свою модель преобразований. Любое отклонение от этой модели воспринималось крайне враждебно. Именно это и стало основанием для разрыва отношений с Югославией в 1948 г.

Мои статьи | Просмотров: 221 | Author: Ольга | Добавил: Istoriya | Дата: 16.02.2015 | Комментарии (0)

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМУ: «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

 

Бровкина О. А.

ГБОУ СОШ № 1360 с углубленным изучением математики, г. Москва

Тезисы. Урок нацелен на то, чтобы учащиеся осознанно выделяли в обществе два плюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, чувствующий свою ответственность за совершаемые поступки, обладающий современной системой знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России.

В целях развития личностно – ориентированного обучения в соответствии с Федеральным стандартом общего и среднего образования, в ГБОУ СОШ №1360 с углубленным изучением математики был проведен урок. Технология урока - КСО, форма обучения – групповая, вид урока – состязание, ЦПП с субъект – субъектными отношениями учителя и ученика в процессе, тип урока – урок - диспут, модель личностно – ориентированного учебного занятия с моделированием ситуации успеха. На уроке ученикам предлагается работа с документами, которые расширяют знания о нормативно – правовых актах и системе защиты человека.

Урок содержит элементы игры, где ребята смогут применить полученные на уроке знания и решить проблему урока, которая была поставлена в начале урока.

Цели урока:

1  формирование представлений о правовом государстве и гражданском обществе;

2  продолжить знакомство с Декларацией прав человека и гражданина;

3  объяснить основные обществоведческие понятия данного урока;

4  подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой.

Основные понятия урока:  государство, власть, право, политический режим, демократия, разделение властей, правовое государство, гражданское общество.

План урока.

1) История признания прав человека.

2) Гражданское общество и его роль.

3) Правовое государство, его признаки.

4) Защита прав человека в современном мире.

5) Соблюдение прав  ребенка в школьном сообществе  города  Москвы.

Проблема урока: «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер). Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? Дайте свой ответ в конце урока.

Характерным явлением для процесса становления гражданского общества были общественные движения, направленные против абсолютизма. Их результатом стало появление в 1789 году «Декларации прав человека и гражданина» во Франции.

Работа с текстом «Декларации прав человека и гражданина».

Важнейшим правом, способствовавшим развитию гражданского общества, было признание права человека на частную собственность.

Еще один важный шаг, сделанный в 19 веке в развитии гражданского общества,- это отделение церкви от государства. Таким образом,  религия стала частным делом, что дало толчок развитию  науки и искусства, а так же упразднило единство политики и идеологии.

Признание этих прав разделило общество и государство, утверждая приоритет общества. Это мнение прижилось в западном обществе, и к началу 20 века многие страны  эти права  включили в свои конституции.

Т.о. мы можем сформулировать условия существования гражданского права:

1) Разграничение собственности и власти.

2) Светское государство.

3) Законодательное закрепление прав человека.

Рассмотрим несколько определений гражданского общества:

-  гражданское общество - это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством и т. д.

Разделение общества и государства способствовало развитию гражданского общества. В 19 веке граждане сами начали объединяться для решения своих проблем.

В 1864г. В Женеве была подписана первая Женевская конвенция о помощи раненым и пленным во время войн.

В странах с развитым гражданским обществом люди редко обращаются к государственным органам, т.к. государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности общества. Такое государство принято называть правовым.

Правовое государство - государство, ставящее своей целью обеспечение гарантий прав и свобод граждан во всех сферах социальной жизни и во всей своей деятельности подчиняющееся праву.

Работа с учащимися.  Давайте попробуем определить признаки правового государства:

- верховенство права во всех сферах жизни общества;

- гарантия основных прав личности, возможности ее свободного развития;

- взаимная ответственность гражданина и государства;

- реальное разделение властей;

-  осуществляемый гражданским обществом контроль действий государства.

Гражданское общество и правовое государство не могут существовать без признания прав человека. Разработка этой идеи прошла долгий путь, пока 10 декабря 1948г. Генеральная Ассамблея ООН - не приняла Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый шаг к созданию международных стандартов прав человека.

Сегодня на территории Европы действуют следующие защиты прав человека:

- система ООН;

- система Совета Европы, он принял Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Этот документ  признается самым совершенным.

Правовое государство считают наиболее демократически развитым государством – лучшего человечество пока не придумало.

Игра – Заседание  Парламентской Ассамблеи по вопросу «Соблюдение прав человека в школьном сообществе».

Учащимся предлагается разделиться на группы, которым предлагаются для рассмотрения следующие ситуации:

1) Ученикам запрещают курить в школе и на территории школы.

2) В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю и т. д.

Из предложенного списка ребята должны выделить ситуации, которые, по их мнению, чаче всего встречаются в жизни.

Задание: 1. Найти в Конституции РФ (глава 2) описание соответствующих прав и обязанностей и т. д.

Подводим итоги: Должна ли Парламентская  Ассамблея рекомендовать принять меры с целью обеспечить соблюдение прав человека в школьном сообществе (если да, то какие)?

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. текст // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home.
  2. Об образовании [Текст] : закон Российской Федерации от 10.07.92
    № 3266-1, с изм. на 01.01.2006 г. // Законодательство Российской Федерации «Об образовании»: справ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 2005. – С. 8-40.
  3. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
  4. Российская декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) Преамбула, ст. 1,2

 

Мои статьи | Просмотров: 1033 | Author: Ольга | Добавил: Istoriya | Дата: 21.11.2014 | Комментарии (0)

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМУ: «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

 

Бровкина О. А.

ГБОУ СОШ № 1360 с углубленным изучением математики, г. Москва

Тезисы. Урок нацелен на то, чтобы учащиеся осознанно выделяли в обществе два плюса - государственный и свой собственный, осмыслить, что только свободный и независимый человек, чувствующий свою ответственность за совершаемые поступки, обладающий современной системой знаний, принимающий ценности и принципы демократии, может стать гражданином современной России.

В целях развития личностно – ориентированного обучения в соответствии с Федеральным стандартом общего и среднего образования, в ГБОУ СОШ №1360 с углубленным изучением математики был проведен урок. Технология урока - КСО, форма обучения – групповая, вид урока – состязание, ЦПП с субъект – субъектными отношениями учителя и ученика в процессе, тип урока – урок - диспут, модель личностно – ориентированного учебного занятия с моделированием ситуации успеха. На уроке ученикам предлагается работа с документами, которые расширяют знания о нормативно – правовых актах и системе защиты человека.

Урок содержит элементы игры, где ребята смогут применить полученные на уроке знания и решить проблему урока, которая была поставлена в начале урока.

Цели урока:

1  формирование представлений о правовом государстве и гражданском обществе;

2  продолжить знакомство с Декларацией прав человека и гражданина;

3  объяснить основные обществоведческие понятия данного урока;

4  подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой.

Основные понятия урока:  государство, власть, право, политический режим, демократия, разделение властей, правовое государство, гражданское общество.

План урока.

1) История признания прав человека.

2) Гражданское общество и его роль.

3) Правовое государство, его признаки.

4) Защита прав человека в современном мире.

5) Соблюдение прав  ребенка в школьном сообществе  города  Москвы.

Проблема урока: «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер). Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? Дайте свой ответ в конце урока.

Характерным явлением для процесса становления гражданского общества были общественные движения, направленные против абсолютизма. Их результатом стало появление в 1789 году «Декларации прав человека и гражданина» во Франции.

Работа с текстом «Декларации прав человека и гражданина».

Важнейшим правом, способствовавшим развитию гражданского общества, было признание права человека на частную собственность.

Еще один важный шаг, сделанный в 19 веке в развитии гражданского общества,- это отделение церкви от государства. Таким образом,  религия стала частным делом, что дало толчок развитию  науки и искусства, а так же упразднило единство политики и идеологии.

Признание этих прав разделило общество и государство, утверждая приоритет общества. Это мнение прижилось в западном обществе, и к началу 20 века многие страны  эти права  включили в свои конституции.

Т.о. мы можем сформулировать условия существования гражданского права:

1) Разграничение собственности и власти.

2) Светское государство.

3) Законодательное закрепление прав человека.

Рассмотрим несколько определений гражданского общества:

-  гражданское общество - это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством и т. д.

Разделение общества и государства способствовало развитию гражданского общества. В 19 веке граждане сами начали объединяться для решения своих проблем.

В 1864г. В Женеве была подписана первая Женевская конвенция о помощи раненым и пленным во время войн.

В странах с развитым гражданским обществом люди редко обращаются к государственным органам, т.к. государство обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности общества. Такое государство принято называть правовым.

Правовое государство - государство, ставящее своей целью обеспечение гарантий прав и свобод граждан во всех сферах социальной жизни и во всей своей деятельности подчиняющееся праву.

Работа с учащимися.  Давайте попробуем определить признаки правового государства:

- верховенство права во всех сферах жизни общества;

- гарантия основных прав личности, возможности ее свободного развития;

- взаимная ответственность гражданина и государства;

- реальное разделение властей;

-  осуществляемый гражданским обществом контроль действий государства.

Гражданское общество и правовое государство не могут существовать без признания прав человека. Разработка этой идеи прошла долгий путь, пока 10 декабря 1948г. Генеральная Ассамблея ООН - не приняла Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый шаг к созданию международных стандартов прав человека.

Сегодня на территории Европы действуют следующие защиты прав человека:

- система ООН;

- система Совета Европы, он принял Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Этот документ  признается самым совершенным.

Правовое государство считают наиболее демократически развитым государством – лучшего человечество пока не придумало.

Игра – Заседание  Парламентской Ассамблеи по вопросу «Соблюдение прав человека в школьном сообществе».

Учащимся предлагается разделиться на группы, которым предлагаются для рассмотрения следующие ситуации:

1) Ученикам запрещают курить в школе и на территории школы.

2) В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю и т. д.

Из предложенного списка ребята должны выделить ситуации, которые, по их мнению, чаче всего встречаются в жизни.

Задание: 1. Найти в Конституции РФ (глава 2) описание соответствующих прав и обязанностей и т. д.

Подводим итоги: Должна ли Парламентская  Ассамблея рекомендовать принять меры с целью обеспечить соблюдение прав человека в школьном сообществе (если да, то какие)?

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. текст // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home.
  2. Об образовании [Текст] : закон Российской Федерации от 10.07.92
    № 3266-1, с изм. на 01.01.2006 г. // Законодательство Российской Федерации «Об образовании»: справ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрист, 2005. – С. 8-40.
  3. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
  4. Российская декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) Преамбула, ст. 1,2

 

Мои статьи | Просмотров: 505 | Author: Ольга | Добавил: Istoriya | Дата: 02.11.2014 | Комментарии (0)

ВТОРЖЕНИЕ АВАР Вторжение авар и последовавшее за тем продвижение тюрков в Азовский регион нарушили баланс сил в северном Черноморье и тем самым открыли новый период в жизни народов западной Евразии, особенно повлиявший на судьбы антов. Хотя государство антов в Бессарабии было разгромлено аварами, часть антских племен оставалась в нижнедунайском регионе еще значительное время после этого. В подчинении антским вождям находились также некоторые склавенские общины. Иногда анты присоединялись к аварам в набегах последних на Византию, в иные времена, наоборот, они заключали дружеские соглашения с Византийской империей. Во второй половине шестого и начале седьмого века анты начали рассеиваться во Фракии к югу от Дуная. Продвижение склавен во Фракию и Иллирию было не менее настойчивым. Для того чтобы правильно понять предпосылки миграции аваров, необходимо еще раз обратиться к развитию событий во внутренних регионах Евразии. После того как гунны ушли из Монголии в причерноморские степи в IV в. н.э., их место в Монголии было занято другим кочевым народом, который упоминается в хрониках под названием жень-жень. В то время как гунны нападали на Римскую империю, жень-жень воевали с Китаем. Они преуспели в создании обширного государства, простиравшегося по зоне степей и пустынь от Маньчжурии до Туркестана. Им также удалось оккупировать отдельные пограничные районы Китая. Среди племен, завоеванных жень-жень, были тюрки, которые населяли Алтайский горный регион. Этот регион, как известно, богат рудами, и местные жители были давно знакомы с применением металлов. В любом случае, среди тюрков были искусные кузнецы, которые хорошо обеспечивали свой народ оружием. В конце 540-х гг. тюрки восстали против жень-жень, и последние были не в состоянии подавить этот мятеж. Затем тюрки перешли в наступление, и в 552 г. тюркский хан Бумин нанес сокрушительное поражение армии жень-жень, после чего он присвоил себе титул кагана, т.е. императора. Орда жень-жень растворилась. Часть ее подчинилась тюркскому правлению, остальные мигрировали в Китай и использовались китайцами в качестве стражей границы. Еще одна часть жень-жень, включавшая в себя смешанные кланы тюрков, монголов и, возможно, манчжуров, ринулась на запад. Именно эта ветвь жень-жень с присоединившимися кланами стала известна на западе под названием аваров; они называются обрами в русских летописях. Аварская армия первоначально насчитывала около двадцати тысяч всадников; ее вел хан Байан. К началу 558 г. аварская орда достигла рубежей Северного Кавказа и вступила в контакт с аланами. Царь аланов, который был в дружеских отношениях с Византийской империей, передал известие о приближении аваров командующему византийской армией в Закавказье Юстину, который, осознав важность известия, немедленно отправил гонца в Константинополь. Византийские дипломаты приняли быстрое решение вступить в переговоры с пришельцами с целью использовать их против гунно-булгар, которые в то время сильно нажимали на Константинополь. Итак, в разгар войны с булгарами в Константинополь прибыл аварский посланник и был принят с почестями. Он от лица хана предложил помощь аварской орды в войне против булгар, потребовав взамен солидную сумму и земли для поселения. Требования были приняты, посланник получил богатые подарки, и конюший императора, Валентин, был послан к хану в качестве византийского посланника. Как мы убедились, известия о появлении аваров были главной причиной отступления булгар от Константинополя. Булгары ринулись назад в степи, чтобы избежать нападения. Сабиры стали первым гуннским племенем в восточной части Северного Кавказа, подвергшимся нападению (559 г.). Разгромив сабиров, авары вторглись в страну утигуров на восточном побережье Азовского моря (560 г.). Утигуры были принуждены, признать над собой сюзеренитет аваров. Вслед за тем авары пересекли реку Дон и вторглись в земли кутригуров. Последние, скорее всего, попросили о помощи своих западных соседей антов, но, те отказали в ней. Кутригуры потерпели поражение, и кутригурский хан - вероятно, тот же самый Заберган, который угрожал Константинополю в 558 г., - стал вассалом хана Байана.
Мои статьи | Просмотров: 273 | Author: Ольга Анатольевна Бровкина | Добавил: Istoriya | Дата: 07.05.2014 | Комментарии (0)

ГОТЫ Во II в. н.э. началось Великое переселение народов. Большинство готских вождей решили, что их народ должен двинуться на юг в поисках более плодородной земли и от берегов южной Швеции, которая называлась тогда Готия, отошли три готские эскадры с храбрыми воинами - остготами, визиготами и гепидами. Они высадились в устье Вислы, поднялись к ее верховьям, дошли до Припяти, миновали приднепровские степи и вышли к Черному морю. Иордан описывает трудности готов, встреченные в пути при пересечении топей и болот, которые могут быть идентифицированы как находящиеся в бассейне Припяти. Наконечник копья с рунической надписью, найденный близ Ковеля, может рассматриваться как памятник этого движения готов. Через некоторое время после пересечения топей они приблизились к широкой реке. Согласно Иордану, в это время они были уже в Скифии. "Широкая река", упомянутая Иорданом, должна быть Днепром. Степная зона начинается на правом берегу Днепра к югу от Киева. Итак, кажется вероятным, что готы достигли Днепра близ Киева. Если следовать повествованию Иордана, то готы начали пересекать реку (т.е. Днепр у Киева) через мост, но прежде чем все они успешно совершили переход, мост надломился, и таким образом они были разделены на две группы. В то время как часть их осталась на правом берегу Днепра, те, что уже пересекли реку, поспешили далее на восток и атаковали племя спалов, которые, как мы уже видели, должны были жить в регионе верховья реки Донец. После победы над спалами готы повернули на юг к Азовскому морю и затем вторглись в Тавриду. Часть из них в конечном итоге пересекла Киммерийский Боспор (Керченский пролив) и проникла к устью реки Кубань на кавказском побережье Черного моря. Что же касается группы готов, которая осталась на правом берегу Днепра, она впоследствии двинулась вниз по Днепру к Черному морю и распространилась на запад по побережью, в конце концов достигнув устья Дуная. К средине третьего века готы контролировали все северное побережье Черного моря. Там готы - народ, привычный к мореплаванию, - построили корабли и начали совершать набеги на бывшую Элладу - Грецию. Захватывая города, готы грабили их, а жителей брали в плен. Греция принадлежала в то время Римской империи, и император Деций - страшный гонитель христиан, очень хороший полководец и смелый человек - выступил против готов, которые уже пересекли унай и вторглись на территорию Византии. Великолепная римская пехота, хорошо обученная, вооруженная короткими мечами, более удобными в бою, чем длинные, столкнулась с одетыми в шкуры готами, которые были вооружены длинными копьями. Казалось бы, у готов не было шансов на победу, но, к удивлению современников, римская армия была полностью разбита, потому что готы, умело маневрируя, завели ее в болото, где римляне увязли по щиколотку. Легионы лишились маневренности; готы кололи римлян копьями, не давая тем возможности вступить в бой. Погиб и сам император Деций. Это случилось в 251 г. В то время как от готов (как скандинавской нации) можно было ожидать живучести в крови мореходных традиций, следует отметить, что инициатива в серии морских экспедиций третьего столетия на Черном море принадлежала не готам, а боранам. В 256 г. множество малых судов боранов, плывущих от устья Дона, пересекло Азовское море и появилось в Керченском проливе. Боспорские власти поспешили заключить дружественное соглашение с боранами и снабдили их морскими судами. Флотилия боранов затем проплыла вдоль кавказского побережья Черного моря и атаковала Питиунт (современную Пицунду). Однако атака была неудачной. В следующем году бораны опять двинулись по морю, на сей раз усиленные поддержкой готов. Союзники первоначально приблизились к Фасису (близ Поти), где они попытались ограбить храм Артемиды, но были отброшены. Затем они повернули к Питиунту и на этот раз преуспели в его взятии; они также захватили множество судов в порту Питиунта, усилив ими свою флотилию. Потом они направились к Трапезунду, который взяли внезапной ночной атакой. Несчастный город был полностью разграблен, а бораны и готы вернулись домой на кораблях, тяжело нагруженных трофеями и пленниками. Новость о набеге на Трапезунд быстро разнеслась среди готов - как восточных, так и западных. Их группа, контролировавшая устье Днестра, теперь решила создать собственный флот. Зимой 257-258 гг. для них были построены корабли пленниками и местными работниками в Тире (Аккерман). Весной 258 г. днестровская флотилия готов спустилась к Черному морю и направилась вдоль западного побережья. Их армия одновременно двинулась вперед по суше. Миновав Томы и Анхиал, готская флотилия вошла в залив Филеат к северо-западу от Византия.
Мои статьи | Просмотров: 1278 | Author: Ольга Анатольевна Бровкина | Добавил: Istoriya | Дата: 07.05.2014 | Комментарии (0)

Темнота и отсталость Московской Руси – не более чем западный миф, усугубленный нашими же отечественными либеральными историками. На самом же деле в XVII столетии русская культура достигла поистине сказочного расцвета. Причем развивалась она на своей собственной, народной основе! Нет, русские не чурались зарубежных достижений, перенимали полезное. Но именно полезное, а не гонялись за чужеземными модами. В этом и не было необходимости. Ведь и в нашей стране жизнь была бурной, яркой. А по уровню науки, искусства, культуры наша страна ничуть не уступала другим современным ей державам.

Школы в Московской Руси стал создавать еще Иван Грозный, в 1550 г. Стоглавый Собор указал на необходимость “грамоте учиться”. Эти школы действовали при храмах, монастырях и давали общее образование, достаточное для своей эпохи. А остальные знания человек должен был добирать сам, в общении со “знающими людьми” и “многообильном чтении”. То есть, каждый продолжал образование индивидуально, в зависимости от выбранной профессии.

А в XVII в. стали создаваться учебные заведения для более глубокого образования. Условно их можно считать «высшими». При Михаиле Федоровиче – для подготовки священнослужителей, а при Алексее Михайловиче и для светских чиновников. Это были школы при Чудовом, Заиконоспасском монастырях (здесь ученикам полагалась стипендия – 10 руб. в год!), “Гимнасион” при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе, училище при церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе, школа при Печатном дворе. Наконец, при Федоре Алексеевиче создается знаменитая Славяно-греко-латинская академия.

Кстати, первая выставка древних русских икон была организована только в 1913 г.! Причем первым дал им высочайшую оценку даже не русский, а французский художник Анри Матисс! Он был поражен увиденным, писал: «Это доподлинно народное искусство... Здесь первоисточник художественных изысканий... Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют!» И только после Матисса наша интеллигенция спохватилась, стала смотреть иначе на собственное национальное достояние… А ведь утрата прошлого – это разрушение фундамента, на котором покоится наше с вами настоящее. И будущее тоже. История ХХ и XXI в. показала это достаточно красноречиво.

 

 

Мои статьи | Просмотров: 268 | Author: Бровкина О. А. | Добавил: Istoriya | Дата: 21.04.2014 | Комментарии (0)

ГИПОТЕЗА О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ "РУСЬ" Как известно, Монгольская империя была разделена на так называемые улусы - области Но слова "улус" и "рус", "Русь" не одного ли корня? Вспомним, что в России был известный род князей Урусовых. Налицо явная звуковая параллель: улус - урус - рус. Но тогда возникает вопрос не произошло ли само название "Русь" от слова "рус", в тюркском произношении - "улус", означавшем часть, область Монгольской империи? Подобный пример мы имеем с названием Украины В старом русском языке слово "украина" означало область, часть государства Было много украин залесская украина, заокская украина и т д. Однако впоследствии это слово закрепилось как название только одной, вполне определенной области - современной Украины Может быть, и со словом "Русь" произошло то же самое? Вначале оно означало область (улус) в государстве, а затем стало наименованием самого государства В этом случае слова "русский человек" могли означать первоначально "человек из некоторой области в империи", "улуса", и только потом приобрести значение национальности.
Мои статьи | Просмотров: 260 | Author: Бровкина Ольга Анатьльевна | Добавил: Istoriya | Дата: 14.04.2014 | Комментарии (0)

Рыцарь на троне Военная деятельность Павла I – правда и мифы Игорь Ходаков Император Павел I. Трудно найти более оклеветанного монарха в русской истории. Долгое время в нем видели лишь самодура и тирана, запретившего ношение фраков и круглых шляп, модных в революционной Франции с ее массовым развратом и столь же массовым кровавым террором. Парадоксально, но негативный образ императора создавался главным образом его убийцами-аристократами, более думавшими о собственных привилегиях, нежели о служении Отечеству. Так что же за человек был император Павел? Правы ли считавшие его деспотом и самодуром? Постараемся нарисовать исторический портрет императора сквозь призму его военной деятельности. Тем более что она, особенно в бытность Павла цесаревичем, и породила немало мифов о нем. Пожалуй, самый нелепый из них – приказ наследника отправить конногвардейский полк в Сибирь. Под гнетом матери Ключ к пониманию тех или иных поступков и решений Павла – в обстоятельствах его жизни, большую часть которой он провел практически в ссылке, заняв трон в возрасте 42 лет только после смерти матери – императрицы Екатерины II. Важно подчеркнуть, что она была узурпатором, ибо свергла одного законного монарха – Петра III, не пожелала передать трон по достижении совершеннолетия своему сыну Павлу, наконец, при ней и, по сути, по ее приказу был убит другой законный претендент на престол – Иоанн IV. Юного Павла потрясла смерть отца – он так и не смог простить ее матери, хотя прямых доказательств убийства Петра III и тем более по приказу Екатерины II нет. В молодости наследнику, чувствовавшему нелюбовь матери, приходилось сносить обиды со стороны екатерининских вельмож. Да и императрица часто несправедливо обижала сына, который в ее присутствии терялся. Все это, конечно, негативным образом сказывалось на душевном состоянии цесаревича и, как сейчас принято говорить, расшатывало его нервы. Личная его жизнь сначала также не отличалась благополучием. Первая жена умерла при родах. Второй супругой Павла стала вюртембергская принцесса София Доротея, получившая при принятии православия имя Мария Федоровна. Молодые люди полюбили, друг друга и в семье Павел обрел, наконец, покой. Екатерина II подарила молодоженам усадьбу в Павловске, где часто устраивались балы и домашние спектакли, в которых участвовал и сам наследник. Еще одной усадьбой Павла, подаренной императрицей сыну, стала знаменитая Гатчина. В скором времени Мария Федоровна родила сыновей – Александра и Константина, но радость супругов была омрачена решением императрицы, забрать детей у родителей. Позже Екатерина II разрешала Павлу, но довольно редко видеть сыновей, лишив их отцовского воспитания. Душевное равновесие цесаревича вновь было нарушено. Превратило ли это Павла в человека недалекого, взбалмошного и капризного? Нет, чему есть свидетельства многих людей, лично общавшихся с наследником. Так, французский посланник в России Сегюр писал о Павле: «Он был образован, в нем замечалась большая живость ума и благородная возвышенность характера…» Цесаревич жаждал подвигов и ратной славы: неоднократно он просился на войны, столь частые в правление Екатерины II, но постоянно получал отказ за исключением одного случая, о котором пойдет речь чуть ниже. Фридрихомания Императрица понимала – участие наследника в боевых действиях принесет ему популярность в армии и позволит более решительно говорить о своих законных правах на престол. Поэтому Павлу пришлось направить свою огромную энергию на небольшую гатчинскую армию, которую мать позволила ему создать. К 1796 году было сформировано шесть батальонов пехоты, одна рота егерей, три кавалерийских полка, один казачий эскадрон и, наконец, одна рота артиллерии. В сущности, Павел занимался тем же, чем и Петр I в годы своей юности, – формированием «потешных» полков. Только Петр был тогда значительно моложе, а, достигши совершеннолетия, проявил большую решительность в борьбе за престол. К слову, можно было бы добавить, что в битве за власть Петр оказался жесток, Павел же не являлся жестоким человеком. Всем известно, что сын Екатерины II с огромным уважением относился к прусскому королю и полководцу Фридриху II. Поэтому неудивительно, что гатчинские войска были облачены в мундиры по прусскому образцу, равно как и служили они также по прусскому уставу. Оправдана ли была столь свойственная цесаревичу фридрихомания? На первый взгляд ответ отрицательный. Недоброжелатели и последующие исследователи обвиняли Павла в низкопоклонстве перед прусским королем, к тому же не раз битому русскими войсками. Однако любая армия, сколь бы прекрасно обучена и вооружена она ни была, и сколь бы талантливый полководец ее ни возглавлял, может терпеть поражения. История знает много таких примеров. Но неудачи на полях сражений отнюдь не обесценивают ни военный опыт высококлассной армии, ни ее предводителя. Да и рассуждения о том, будто Павел слепо копировал и бездумно пересаживал на русскую почву прусский опыт, не более чем миф. Другое дело – стоило ли вообще обращаться к военному наследию Фридриха II? Основания для этого были. Рассуждая более широко, отметим, что само геополитическое положение России и потрясавшие ее войны неизбежно приводили к заимствованиям всего лучшего в военном деле, что было у соседей. Примеров множество. Обратимся хотя бы к XVII веку
Мои статьи | Просмотров: 302 | Author: Бровкина Ольга Анатольевна | Добавил: Istoriya | Дата: 14.04.2014 | Комментарии (0)

Форма входа
Поиск
Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтовuCoz